О театре

Декабрь 1943 года стал трагической страницей в истории калмыцкого народа, репрессированного и высланного на долгие 13 лет в отдаленные районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. События, омраченные годами депортации, не сломили дух творческой интеллигенции, которая и в эти трудные времена была со своим народом, делила с ним горечь изгнания и радость возвращения, хранила любовь и преданность Родине.

Вторым рождением Калмыцкого театра можно считать дату — 24 августа 1959 года, когда вновь распахнулся занавес и представил на суд зрителей спектакль «Кенз байн» по пьесе Баатра Басангова.

В преддверии знаменательной даты — 75-летия со дня основания Калмыцкого театра Правительством республики было принято решение об объединения двух театров — Калмыцкого государственного драматического театра и Государственного театра юного зрителя «Джангар» и создания Национального драматического театра им. Б. Басангова. Так начался отчет нового этапа развития калмыцкого театра и общая история обновленного коллектива, встречающего исторически значимую дату в новом статусе.
Деятельность Национального драматического театра им. Б. Басангова сегодня является достойным продолжением славной истории национального театрального искусства Калмыкии, в которой немало ярких, незабываемых страниц, повествующих о сложном, но, несомненно, интересном творческом пути, замечательных актерских и режиссерских судьбах, успешных и запоминающихся гастролях.

Открыв занавес 8 ноября 1936 года, Театр впервые познакомил калмыцкого зрителя с произведениями мировой и отечественной драматургии У. Шекспира, Ф. Шиллера, Ж-Б. Мольера, Ф. Лопе де Вега, А. С. Пушкина, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, Дм. Фурманова, К. Тренева, А. Корнейчука. На сцене театра окрепла и получила дальнейшее развитие молодая калмыцкая драматургия Б. Басангова, Х. Сян-Белгина, А. Сусеева, Б. Манджиева.

В годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. многие артисты театра были призваны в ряды РККА и с оружием в руках защищали Родину. Оставшиеся в тылу артисты были мобилизованы на трудовые работы и строительство оборонительных рубежей, продолжая активно участвовать в организации концертных программ.
История театра
2024 год для театра ознаменовался событием огромной творческой значимости. Спектакль «Горе от ума» А. С. Грибоедова в постановке Бориса Манджиева стал номинантом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в пяти номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Художник» и "Художник по костюмам".

Сегодня Национальный театр Калмыкии под руководством заслуженного деятеля искусств России, Калмыкии и Тывы, Почетного работника культуры Азербайджана Бориса Манджиева и заслуженного работника культуры Республики Калмыкия, Почетного работника культуры Азербайджана Галины Шураевой ярко и динамично развивается. Потенциал и высокие профессиональные возможности коллектива позволяют инициировать и реализовывать самые сложные художественные проекты.
Творческую состоятельность коллектив Театра неоднократно доказывал успешным участием во Всероссийских и Международных фестивалях в Ростов-на-Дону, Екатеринбурге, Воронеже, Рязани, Самаре, Владикавказе, Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Кинешме, Новгороде, Нальчике, Махачкале, Абакане, Сергиев Посаде, Керчи, Уфе, Йошкар-Оле, Чебоксарах, а также в других городах и регионах Российской Федерации.

Театр много и успешно гастролирует и за пределами России: в Монголии, Финляндии, Турции, Сербии, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане, Узбекистане, но особой любовью и признательностью театр пользуется на родной калмыцкой земле.
В настоящее время Национальный театр им. Б. Басангова, история которого представлена 11-тью студийными выпусками учебных заведений Астрахани, Элисты, Москвы и Санкт-Петербурга, занимает ведущее место среди творческих коллективов республики в деле возрождения и популяризации национальной культуры, калмыцкого языка и литературы.

Творчество известных писателей Б. Басангова, А. Бадмаева, М. Нармаева, Д. Кугультинова, А. Балакаева, Б. Сангаджиевой, Е. Буджалова, В. Шуграевой, С. Балыкова продолжает питать театр своей особой духовностью, глубиной и мудростью народных традиций, сокровенными знаниями далеких предков.
Театр в настоящее время