Бальбакова Булгун Бадмаевна

Бальбакова Булгун Бадмаевна была среди тех, кто в далеком 1936 году открывали первый сезон калмыцкого национального театра. До поступления в Астраханский техникум искусств Булгун Бадмаевна успела поучиться в Саратовском медучилище, в Элистинском педрабфаке, где она много и с присущим ей энтузиазмом занималась в самодеятельных драматических кружках. Поступив в техникум искусств, она наконец-то обрела свой путь, свое предназначение. Театр стал ее судьбой, сцена — смыслом жизни.

Во время учебы в студии Булгун Бадмаевна знакомится с будущим мужем Мангатовым Аристидом Эрдниевичем. Родились дети Марта и Адольф. Имена внукам выбирал дедушка Эрдни. Село Лапино Западного улуса, где он жил, было многонациональным. Здесь испокон веков жили русские, калмыцкие и немецкие семьи. Делили радость и горе, поддерживали друг друга в трудную минуту. В знак особого уважения родившимся детям давали имена друзей. А сколько незаслуженных, горьких слез из-за этих имен прольют подростки, когда калмыков, как изменников Родины, депортируют в районы Сибири и крайнего Севера.

Окончив техникум, Бальбакова Булгун Бадмаевна зачисляется в труппу калмыцкого театра. Большую роль в становлении молодой актрисы сыграл режиссер Лев Александров, разглядевший в ней талантливую, одаренную натуру. Сам еще начинающий режиссер, он доверил Булгун Бадмаевне роль жены Сганареля в спектакле «Лекарь поневоле» Мольера. Успешный дебют актрисы стал основанием для того, чтобы доверить ей главную роль в спектакле «Гроза» А. Островского — Кабанову. Именно с этой большой и сложной работы началась творческая дружба режиссера и актрисы, продлившаяся долгие -долгие годы. Позже были не менее запоминающиеся и интересные работы в спектаклях «Коварство и любовь» Шиллера (леди Мильфорд), «Любовь Яровая» К. Тренева (Панова), ставшие настоящей школой профессионального мастерства.

По воспоминаниям современников, уже с первых работ стали проявляться качества, которые в дальнейшем определи ее, как актрису острохарактерную, колоритную, темпераментную.

После восстановления автономии Булгун Бадмаевна возвращается в калмыцкий театр, на сцене которого она создаст не один десяток запоминающихся женских образов. Это Салфетка («Песня Софии» Р. Хубецова, Г. Хугаева), Болвсн («Кенз байн» Б. Басангова), жена Чжоу Фань-И («Тайфун» Цао-Юй), Мачеха («В поисках счастья» А. Сусеева), мать Асель («Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова), тетя первой жены Замьяна («Крепостная девушка» Б. Басангова). В каждую из этих работ она вложила частицу своей души, своей многотрудной жизни женщины-спецпереселенки. Каждая из них была пропущена через ее внутренний мир, ее талант, ее мастерство.

Может быть, поэтому среди ее героинь нет женщин слабых, нерешительных, неопределенных. Они всегда активны, всегда неравнодушны, у них всегда есть свое представление о собственной правоте.

Даже в спектакле для детей «Финист — ясный сокол» Н. Шестакова, в котором актриса играет роль злой бабы, она не изменяет себе. В своей рецензии на спектакль А. Романов, отмечая работу актрисы, писал «…Бальбакова обладает даром выразительности. В этом мы могли убедиться в спектаклях „Песнь Софии“, „Случай, достойный удивления“ и в других. И на этот раз сценические способности, большая работоспособность помогли ей создать запоминающийся образ сварливой, злой бабы, которая стала слепым орудием в руках нечистой силы — оборотня».

За многолетний и добросовестный труд Бальбакова Булгун Бадмаевна была награждена многочисленными почетными грамотами Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР, министерства культуры РСФСР и Калмыцкой АССР. В августе 1967 года актриса была удостоена высокого звания «Заслуженная артистка РСФСР».

Своим преданным служением театральному искусству, Булгун Бадмаевна и ее коллеги, представители старшего поколения калмыцкого театра, выполняли важнейшую творческую миссию — воспитание молодого поколения артистов Национального театра им. Б. Басангова, сохранение преемственности лучших театральных традиций национальной сцены.