Джапова Кермен Санджиевна

Джапова Кермен Санджиевна родилась в 1920 году в селе Червленое Сталинградской области. Рано остались с братом сиротами. Брат работал, а маленькую Кермен определили во вновь открывшуюся в Тундутово школу-интернат, который разместился в бывшем княжеском доме. Окончив семь классов, Кермен с подругами решились поступать на рабфак в городе Астрахань. Как-то к ним заглянули преподаватели техникума искусств им. Г. Бройдо и уговорили девушек попробовать себя в актерском мастерстве.

С переходом в театральную студию для Кермен Джаповой начался новый этап жизни. Занятия по мастерству актера, сценической речи, сценическому движению, вокалу и танцам казались ей неведомым и увлекательным путешествием. С присущей молодости энергией и энтузиазмом она быстро погружалась в творческий процесс. Учебные занятия, репетиции, участие в концертах и выездных программах радовали ее и приносили только положительные эмоции. Постановка «Улан Сар», показанная в 1935 году на олимпиаде самодеятельного искусства, была принята зрителями восторженно, а начинающие артисты впервые ощутили безграничную радость творчества.

Открытие театра-студии, позже переименованного в калмыцкий государственный драматический театр, стало настоящим событием в культурной жизни Калмыкии. Роль Кемы в студийной постановке «Чууче» Б. Басангова и одна из главных ролей в премьерном спектакле «Өнчн-бөк» Х. Сян-Белгина стали успешным стартом молодой актрисы на сцене профессионального театра. Участие актрисы в последующих постановках: «Мятеж» Д. Фурманова, «Лекарь поневоле», Ж. Б. Мольера, «Цыганы» А. С. Пушкина, «Гроза» А. Островского, «Овечий источник» Лопе де Вега — явилось реальным показателем уверенного роста ее мастерства.

Несомненной удачей коллектива стала постановка спектакля «Чууче» Б. Басангова, в котором актриса «…трогательно и с большой искренностью» сыграла роль Ногалы. «Зритель чувствует ее переживание, переживание молодой девушки, обреченной на разлуку с любимым ей человеком», — писали в рецензиях тех лет. В короткое время Кермен Джапова входит в основной состав труппы. В 1939 году лучшим актерам театра были вручены Почетные грамоты Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР, в числе награжденных была и актриса Кермен Джапова.

Особое место в репертуаре Кермен Санджиевны того периода занимали работы в спектаклях по пьесам классика калмыцкой драматургии Б. Басангова: «Чууче», «Кенз байн», «Страна Бумбы», в которой она сыграла роль Ханши Зунда Зула Герел. Роли Маши Крыловой и Клариче в спектаклях «Павел Греков» Б. Войтехова и «Слуга двух господ» К. Гольдони раскрыли не только творческий потенциал актрисы, но и широту ее артистического диапазона. В 1940 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Калмыцкой АССР.

Актерская судьба актрисы складывалась очень успешно. Началась Отечественная война. В первые дни 1941 года театр проводил на фронт более 20-ти своих коллег. Жизнь тех, кто остался в тылу, была полностью подчинена одной мысли, одной цели — «Все для фронта! Все для победы!».
«В декабре наша группа находилась на гастролях в Приволжском районе. Помню, что месяц выдался дождливым, слякотным. Возвращаясь в Элисту, увидела воинские посты. Проверили документы и приказали поспешить в город. Вот тогда я и узнала, что калмыков выселяют в Сибирь…», — вспоминала Кермен Санджиевна.

В ссылке она попала сначала в Омскую область, а позже — в холодный Салехард. Работала на консервном заводе вместе с местными жителями, ссыльными калмыками и эвакуированными ленинградцами. До конца жизни помнила свою рабочую продовольственную норму: 800 граммов хлеба, 700 граммов масла. Было трудно во всем, но Кермен Санджиевна не унывала. При местном клубе ею был создан драматический кружок, участники которого готовили концертную программу и выступали перед сибиряками. «Это согревало душу, помогало выдержать все тяготы жизни вдали от родины», — говорила она.

После возвращения на родину заслуженная артистка Калмыцкой АССР Кермен Джапова не вернулась на сцену родного театра. Каким бы сложным ни казался выбор, она его сделала — посвятила жизнь своей семье, своим любимым детям.