Мучкинова Любовь Николаевна

Любовь Николаевна Мучкинова (Задамова) родилась 20 июня 1920 года в Западном районе Калмыцкой АССР. Биография, как у обычного ребенка-сироты: полуголодное детство, непосильная поденщина… и острое желание учиться и выбиться в люди. Астраханский техникум искусств.

Первые постановки калмыцкого театра: «Лекарь поневоле» Ж. Б. Мольера и «Цыганы» А. С. Пушкина. Война и депортация калмыцкого народа в районы Сибири и крайнего Севера изменили привычную жизнь театрального коллектива и отразились на судьбе каждого из них страхом, болью, потерями.

Новым местом жительства ее семьи становится село Максимовка Щербакульского района Омской области. Вчерашней выпускнице, мечтающей о сцене, о новых творческих работах, приходится здесь непросто. Чтобы выжить, нужно было работать. Нужно было осваивать новую профессию, требующую огромных физических сил и крепости духа. Любовь Николаевна, не сетуя на трудности, идет туда, куда направляют. Будь то заготовка леса или МТФ, где ей приходится доить десятки колхозных коров.

Но беда приходит, когда ее не ждешь. Ее мужу, Давиду Нохеновичу, внезапно становится плохо. Отсутствие необходимого лечения и нормальных условий привели к трагическому исходу. Молодая вдова остается одна с тремя малолетними детьми. На помощь Любовь Николаевне приходят заботливая тетя Бюрндя, родственница покойного мужа, и ее собственный талант портнихи. В четыре руки они умело обшивали своих односельчан. Это помогло их семьям выжить и достойно прожить до самого возвращения домой.

После депортации Любовь Николаевна с детьми возвращается в родные места, в Башанту, где ее и находит директор театра Михаил Ванькаевич Хонинов. Она тогда уже работала санитаркой в больнице и не собиралась возвращаться в театр. Михаил Ванькаевич уговорил, он это умел. «Трудно было. Театр только строился, играть было негде. Приходилось репетировать в неотапливаемом здании, даже стены не были там оштукатурены. Я приходила рано топить печку. Работала помощником режиссера. Еще, помню, репетировали на квартире у Улан Лиджиевой. А играть спектакли ездили в колхозный клуб. Далеко, холодно. Потом нам дали клуб „Строитель“. И когда построили здание театра, тогда только переехали туда», — вспоминала позже Любовь Николаевна.

Специалистов в театре продолжает катастрофически не хватать. Любовь Николаевна совмещает актерскую работу с исполнением обязанностей помощника режиссера. Это подтверждают афиши постановок периода 1959 и шестидесятых годов: «Песня Софии» Р. Хубецова, Г. Хугаева, «Кенз байн», «Булгун», «Случай, достойный удивления» Б. Басангова, «Тайфун» Цао-Юй, «Финист-ясный сокол» Н. Шестакова, «Иркутская история» А.Арбузова.

В 1963 году в труппу вливаются выпускники Калмыцкой студии ЛГИТМиКа. И Любовь Николаевна принимает решение — отказаться от должности пом.режиссера. Позже она соглашается возглавить костюмерный цех. В своей книге воспоминаний режиссер Борис Шагаев пишет «…это была мудрая женщина, очень честная и совестливая. Она вырастила сыновей, дала им высшее образование, вывела в люди». «А ее потрясающее мастерство шить? До сих пор сохранившаяся в театральном гардеробе часть сценических нарядов — дело умелых рук Мучкиновой. Платья, костюмы, головные уборы персонажей — все это скроено и пошито ею», — замечает Борис Андреевич.

Любовь Николаевна отличалась редкой скромностью и благородством и в повседневной жизни мало была похожа на актрису. Она не была удостоена высоких государственных наград, но своим мастерством, своим истинным служением калмыцкому театру, она вписала свое имя в историю национального театрального искусства.

И завершить рассказ о замечательном человеке, истинном служителе Калмыцкого театра хотелось бы короткой, но достойной информацией. «Мучкинова Любовь Николаевна стала прообразом скульптурного образа «Матери» в Мемориальном комплексе села Троицкое. Автор — скульптор, лауреат Государственной премии СССР Борис Широков. Для создания скульптуры Матери Бориса Сергеевича вдохновила работа Любовь Николаевны в спектакле «Булгун» Б.Басангова.

Архитекторы — Пюрвеев Мингиян Бадмаевич и Пюрвеев Джангар Бадмаевич. Год строительства Мемориального комплекса — 1984 год".
Сегодня, 20 июня 2020 года, Мучкиновой Любовь Николаевне исполнилось бы 100 лет. Пусть наше короткое воспоминание о ее непростой судьбе актрисы, сотрудницы калмыцкого театра, станет признанием ее трудовых и творческих заслуг.