Мемеев Борис (Бембе) Бадмаевич

Мемеев Борис Бадмаевич — выпускник Астраханского техникума искусств. В калмыцком драматическом театре с первых дней основания. Довоенный репертуар говорит о востребованности молодого артиста: Ерыськин в «Мятеже» Д. Фурманова, Леандр в «Лекаре поневоле» Мольера, молодой цыган в «Цыганах» А. С. Пушкина, Борис Григорьевич в «Грозе» А.Островского.

Роль Кошкина в спектакле «Любовь Яровая» К. Тренева принесла первый успех. В рецензии П. Донского (г. «Ленинский путь» от 20 июня 1938 г.) читаем «…хорош Мемеев в роли Кошкина. Образ большевика, руководителя дан артистом четко и правдиво. Мемеев сдержан, нетороплив в движениях, играет умно с большой внутренней силой». В 1939 году за активную творческую деятельность Борис Мемеев был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР наряду с артистами театра П. Артаевым, Б. Джимбиновым, Б. Бальбаковой, К.Джаповой.

Призывался Элистинским ГВК. Был направлен в действующую армию. В августе 1941 года 164-я стрелковая дивизия приняла бой под Проскуровым. Борис Мемеев был ранен и пленен. Бежал. Вновь пленен и направлен в шталаг 301/Z. Позже были и другие лагеря: Острув Мазовецки (шталаг 333), где находился до мая 1943 года, Бяла-Подляска (шталаг 307), Майданек и другие. В ноябре 1944-го группа заключенных совершила побег. Организовав небольшой партизанский отряд, они действовали в составе французской части до конца войны. Демобилизовался в конце 1946 года. Направлен по месту депортации семьи.
После восстановления республики Борис Мемеев возвращается в родной театр. Первый театральный сезон выдался насыщенным на события и роли: Шевджя («Путь к счастью» Б. Эрдниева, М. Хонинова), Хундаг («Песня Софии» Р. Хубецова, Г. Хугаева), Закрия («Кенз байн» Б. Басангова).

О.Альшиц в рецензии на «Кенз байн» писала: «Заслуженный артист КАССР Б. Мемеев создает образ Закрии законченно в своем внутреннем и внешнем рисунке. Смелыми разнообразными красками раскрывает он перед нами эгоизм, душевную опустошенность человека, которыми владеют страсти, деньги, нажива, удовлетворение своих прихотей. Ему чуждо высокое чувство привязанности к своим детям».

Следующие сезоны были не менее насыщенными. Лу Да Хай («Тайфун» Цао Юй), командир отряда Хонгр («В поисках счастья» А. Сусеева), Сергей («Иркутская история» А. Арбузова), Солдат («Финист — Ясный сокол» Н. Шестакова), Гаря («Крепостная девушка» Б. Басангова) — это неполный перечень его работ того периода.

Значительным событием в жизни артиста стало присуждение ему звания заслуженного артиста Калмыцкой АССР. Шестидесятые годы привнесли в копилку артиста новые интересные работы: «Чудесный клад» И. Маляровского, «Бешеные деньги» А. Островского, «Верность» А. Балакаева, «Чууче», «Булгун» Б. Басангова, «Будамшу» Ц. Шагжина, «Совесть» Д. Павловой и др.

Одной из творческих удач актера этого периода стала главная роль в спектакле «Дядя Миша» Г. Мдивани. В рецензии В. Дейнега («Советская Калмыкия» от 20.02.1965 г.) отмечается: «Выступая в качестве главного героя, вводя зрителя в происходящее на сцене события „дядя Миша“ высказывает и авторское отношение ко всему действию. И можно смело сказать, что очень трудную роль Мемеев ведет свободно. Без нажима, давая волю своему внутреннему темпераменту, но и умело пользуясь им».

Зрелость артиста совпала с расцветом калмыцкого театрального искусства. Впереди было еще много новых ролей, новых встреч с замечательными советскими режиссерами: Н. Альбицкой, И. Рыклиным, Л. Александровым, В. Ханташовым и другими.

Заслуженный артист Калмыцкой АССР Борис Бадмаевич Мемеев продолжил работать в родном театре до выхода на заслуженный отдых.