Намруев Басанг Бадмаевич

Выпускник ГИТИСа 1941 года. Как сложилась бы судьба этого талантливого паренька, если бы никто из окружающих не обратил на него внимание? Ему повезло, его заметили. И он становится студентом Московского театрального института им. А. Луначарского. Как и большинство его сверстников, Басанг не знал русского языка, не был знаком с классиками литературы и театра, не видел настоящих театральных постановок. За четыре года прилежного и настойчивого труда он освоил «бездну премудрости», обрушившуюся на его молодую голову. В дипломном спектакле «Благочестивая Марта» Тирсо де Молино в постановке режиссера-педагога Н. В. Пажитнова он исполнял одну из главных ролей — Дона Гомеса. В очерке Юрия Смирнова «Рождение театра» о калмыцкой студии Театрального института им. Луначарского читаем: «…в Москву большинство студийцев прибыло со скамьи сельской школы, а некоторые успели поработать в колхозах и на предприятиях страны.

Биография их не содержит ничего выдающегося. Басанг Намруев был беспризорником и воспитывался в детском доме, Эрендженов был пастухом. Жизнь остальных студентов похожа на жизнь миллионов их сверстников». В том же очерке автор рассказывает, как на вопрос «О чем мечтают студенты?» вчерашний беспризорник Басанг Намруев искренне ответил: «Я люблю Шекспира. Мне очень хочется создать образ Отелло. Я думаю, что мечта моя исполнится, и в скором времени я его сыграю!». У его мечты была реальная возможность сбыться. До сцены профессионального театра оставалось каких-то полтора учебных года. Шел 1940‑й.

После окончания института Басанг Намруев поступает в Калмыцкий театр и в феврале-сентябре 1942 года вместе с коллективом принимает участие в концертном обслуживании тружеников тыла и солдат действующей армии. Осенью 1942 года Исполком Облсовета депутатов трудящихся в целях сохранения эвакуированного из Элисты и прибывшего в Актюбинск 1‑го Калмыцкого госдрамтеатра, «представляющего собою большую культурную ценность», обращается к областному военкому, подполковнику Алексееву, с просьбой обеспечить дальнейшую броню, выданную артистам Калмыцкого театра на 1942 год. А также обращается в СНК Калмыцкой АССР с просьбой разрешить в союзных правительственных органах решать вопросы о бронировании артистов театра на 1943 год (пункт № 6 «Решение Исполкома Актюбинского облсовета депутатов трудящихся о работе эвакуированного в Казахскую ССР г. Актюбинск Калмыцкого госдрамтеатра» от 20 октября 1942 г.).

Вероятнее всего, вопрос о бронировании не был решен, и потому Басанг Намруев призывался по Актюбинскому ОВК Казахской ССР. По информации ЦАМО: Намруев Басанг Бадмаевич призван 20 октября 1942 года Актюбинским ОВК Казахской АССР Актюбинской области. Для несения службы прибывает в воинскую часть № 22 одсб. Выбыл из воинской части 4 августа 1943 года. И в том же 1943 году Намруев Басанг Бадмаевич погиб. По другим данным актер погиб в 1944 году.