Думаю, руководство Национального театра имени Б. Басангова сильно рисковало, приглашая со стороны человека, мало знающего культуру, язык и самое главное - менталитет калмыцкого народа. Но рисковать творчески является одним из тех качеств, коим обладает художественный руководитель театра Борис Манджиев - очень одаренный человек, постановки которого всегда становятся событием в культурной жизни республики. Его последние работы, эти маленькие шедевры «Чууче», «Ойраты», заставляют нас, зрителей, задумываться: а правильно ли мы поступаем по отношению друг к другу, сможем ли сохраниться в будущем как этнос? Несомненно, решение поставить спектакль по повести Балыкова «Девичья честь» исходило от него, главного режиссера.Убежден, что приглашенный в качестве режиссера заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Василий Пектеев оправдал ожидания руководства театра и порадовал зрителей удачной постановкой. Прочтение повести Балыкова оказалось очень проникновенным. Оно задело чувства зрителей не только вечной темой любви, но через судьбы героев раскрыло трагическую судьбу калмыцкого народа, втянутого в гражданскую войну. Все это уже в начале спектакля подчеркивает сцена, где на заднем, плане виднеется контур одинокого дерева, сплетенного из веревки (в степи всегда можно встретить Дерево, а это жизнь). Прислоненное к нему колесо подразумевает непрерывный процесс движения, круговорот нашей жизни с ее непостоянством: горе сменяется радостью, рождение и смерть - всё в жизни циклично.На переднем плане обычная телега. Она говорит о многолетних скитаниях калмыков, и это все вместе с музыкой настраивает зрителя на размышления. А выход старца с посохом подтверждает философию спектакля.Старец в исполнении Сергея Мучиряева выразителен. Это проявляется в его молчаливой фигуре, сосредоточенности лица, так как ему предстоит рассказать историю не только любви, но и трагедии.В самом начале мы видим и ощущаем счастье Бадни, его любовные терзания, обиду на Зиндмю. В душе зритель неоднозначно воспринимает его увлечение Цеценой. На наших глазах проходит участливая мирная жизнь со всеми ее радостями и огорчениями, Режиссер Пектеев прекрасно понял характер калмыков, что проявляется в сценах быта, традиций и обычаев народа.Великолепно сыграна мизансцена сватовства: достоверно, живо, с самобытным юмором. Хорош в роли Дамбы Бадма Пюрвеев. Но нет-нет, да появляется ощущение зыбкости, хрупкости счастливой жизни. Оно усиливается, когда звучат звуки мальхуры в мизансценах с участием главных героев.Очень органичен в исполнении Бадни артист Очир Такаев. Мы привыкли видеть его в комедийных ролях, а здесь он сумел показать многогранный характер главного героя. Его любовь и нежность к Зиндме, ненависть к Цецене за обман, юношескую восторженность Февральской революцией, наивную веру в справедливость и торжество равноправия, смятение и растерянность перед неминуемой гибелью.Такаев очень точно передает состояние отчаяния Бадни. Уехать в эмиграцию и умереть от тоски по родине или остаться, но принять смерть от руки красного комиссара Цецени и ее жестоких соратников - красных командиров, как приняли смерть мать и сестра? Исключительно выразительно и на пределе человеческих эмоций отыграна сцена прощания двух любящих людей, решивших броситься в морскую пучину. Трагизм ситуации усиливает протяжная мелодия мальхуры, вызывая у зрителей горечь потери. И приходит понимание, почему звучит именно эта мелодия. Это же реквием не только любви, но и трагедии народа, уничтожающего друг друга в братоубийственной войне.Интересен образ Цецени, которая отвергнута Бадмой, но находит свое место на стороне большевиков и слишком поздно осознает гибельность избранного ею пути. Она пытается достучаться до своих соратников, но натыкается на фанатичность Огородникова, безоглядно поверившего в идею коммунизма и оправдывающего людские жертвы непримиримостью к врагу и издержками классовой борьбы.Соратники не слышат крик души Цецени, которая со всей страстностью сильной натуры убеждает их, что они всего лишь марионетки в руках людей из Москвы. Напрасны были ее усилия, даже самоубийство Ильжиринова не остановило. Более того, один из красных командиров, держа в ладонях кюрде, бахвалился, что этими своими руками убил священнослужителя и будет дальше беспощадно уничтожать контрреволюционеров во имя светлого будущего. Но какой ценой дается калмыцкому народу это светлое будущее?На этот вопрос в своем монологе пытается ответить зрелый уже человек, большой партийный функционер Цеценя в исполнении талантливой актрисы Марины Кикеевой. Мы слышим крик души от осознания той жестокой правды, что случилась с народом: нас стало меньше, нами так же управляют, как прежде.Что случилось с моим народом, где он? Как бы в подтверждение вопроса на заднем плане мы видим вальс усопших героев. Эта мизансцена очень впечатляет и, на мой взгляд, никого не оставляет равнодушным.Как мне думается, молодых в зале глубоко тронула трагическая история любви Бадни и Зиндми, чему свидетельствовали красные от слез глаза юных зрительниц. А старшему поколению вновь выдалась возможность переосмыслить историю гражданской войны, кровавого спора - кто прав, а также нашего вечного улусизма.Спектакль, считаю, удался. Режиссер сумел донести до зрителя свое прочтение повести «Девичья честь». Переосмысливая увиденное, невольно задумываешься об огромном таланте Санжи Балыкова. Его сравнение с великим советским писателем Шолоховым в данный момент считаю уместным.Но спектакль не состоялся бы без прекрасной игры актёров. Они играли легко и вдохновенно - благодаря своему таланту и прекрасной режиссуре.Не перестаю восхищаться мастерством артистов старшего поколения! Они могут из минимума текста сделать маленький шедевр. На первый взгляд, небольшая эпизодическая роль, а как могут отыграть! Например, старик в исполнении Ивана Уланова. Он так тонко изобразил человека, обладающего природной хитростью, про которых обычно говорят «себе на уме», да внёс столько юмора, что еще раз подтвердил свой многогранный талант и многоплановость.Убедительна в роли Уланки, матери Бадни, Любовь Лазарева. Она, как настоящая калмыцкая женщина, сдержана в своих чувствах, но в её репликах, жестах показана огромная материнская любовь к своему взрослому ребёнку. Надо отметить, что это уже ее третья работа в роли матери, и все роли, как всегда, наполнены глубоким содержанием.Нельзя не отметить игру Татьяны Кожиевой, сыгравшей в эпизодической роли казачки этакую разбитную женщину из народа с прекрасным чувством юмора. Актриса вновь подтвердила, что наделена талантом комедийного плана, Наряду с Очиром Такаевым, в спектакль хорошо вписались Алексей Сарангов и Санджи Пурсяков. В игре Пурсякова чувствуется, как поднялся уровень его мастерства.Сожалею, что в этой статье не могу дать оценку игре остальных актеров, но все они впечатляют. Хотелось бы пожелать всему коллективу театра новых прекрасных постановок, чему, мы, зрители, будем искренне рады.


Вячеслав МАСЛОВ п. Ики-Бурул