1 декабря в национальном драмтеатре им. Баатра Басангова состоялась премьера спектакля «Девичья честь» по одноименной повести писателя, офицера, видного общественного деятеля калмыцкой эмиграции Санжи Балыкова.Не могу назвать себя театралом и тем более причислить к театральным критикам, однако, все-таки решил поделиться впечатлениями простого зрителя.Конечно, в повести более полно разворачиваются события, автором подробно даны описания жизни, традиций и уклада донских калмыков-бузавов дореволюционной поры. Однако режиссеру, заслуженному деятелю искусств Республики Марий Эл Василию Пектееву удалось самое главное - передать характер взаимоотношений молодых людей того времени через чувства главных героев Бадни, Зиндмы и Цецени, а также через их Судьбы показать трагедию калмыцкого народа, попавшего в жернова истории. Спектакль с первых мгновений погружает зрителя в атмосферу и дух того времени, и ты уже живешь, радуешься и переживаешь вместе с его героями.Короткая жизнь Бадни и Зиндмы, добровольно ушедших из жизни, чтобы сохранить свою честь и достоинство, душевные терзания красной командирши Цецени с её пронзительными монологами о трагедии калмыков и раскаянием показательны для «белых» и «красных» калмыков того времени.Сидя в зрительном зале, ещё раз осознаешь - сколько же горя выпало на долю калмыцкого народа. С 1918 по 1956 годы шло планомерное физическое уничтожение калмыков. За эти тридцать восемь лет при одной из самой высокой рождаемости в СССР численность калмыцкого населения могла вырасти в два раза и со-ставить уже около пятисот тысяч человек, но в 1959 году нас было всего сто шесть тысяч, т.е. в пять раз меньше. Территория, которую занимали калмыки в царское время, скукожилась почти в два раза. Были отняты все земли донских и терских калмыков, Ремонтненский уезд, два поволжских райо¬на.Я вспомнил судьбу своей семьи. В ходе Гражданской войны погибли все, остались только двое малолетних детей, которые, не зная друг о друге, воспитывались у чужих людей. Встретились они уже только в конце тридцатых годов, будучи взрослыми. Во время Второй мировой войны мой 32-летний аава, сражаясь в рядах 110-ой Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, погиб, защищая родину. Из пятерых его детей двое погибли по пути в Сибирь. У сестры все дети умерли в Сибири малолетними.Получается, что, из многочисленной семьи моего прадеда Цедена выжили двое детей, а от их потомства сумели выжить только трое. И это в те годы был неплохой показатель выживаемости - нашу семью не затронули такие большевистские события, как голод двадцатых - начала тридцатых годов, раскулачивание, репрессии конца тридцатых и т.д.Геноцид в отношении калмыков, творимый частями Красной Армии, впервые показан со сцены. И это очень важный знак. Двадцатый век с его тяжелым и трагичным наследием закончился, прошла черная полоса в жизни нашего народа, пришла пора непредвзятого и объективного осмысления всех исторических и культурных пертурбаций...Спектакль замечательный, на мой, возможно, субъективный взгляд, один из самых лучших, поставленных на сцене нашего театра. Интересны и глубоки все персонажи, и кажется, что деление на главные и второстепенные роли условно. Рекомендую всем посмотреть спектакль «Девичья честь», поставленный талантливым режиссером, и блестяще исполненный талантливыми актерами.


Басан ЗАХАРОВ