Несмотря на то, что Калмыцкий национальный драматический театр им. Б. Басангова находится далеко от Москвы и добраться до него непросто (сначала двадцать часов в поезде до Волгограда, а потом еще пять часов автотранспортом до Элисты), его хорошо знают в стране. Активный участник российских и международных фестивалей, он становится любимцем всюду, куда ни приедет, неизменно возвращаясь домой лауреатом. Меж тем театру исполнилось недавно 75 лет, а его юбилей совпал со 100-летием первого калмыцкого драматурга Баатра Басангова, чье имя он носит.Продолжая юбилейные торжества, Театр имени Б.Басангова решил сделать свой первый фестиваль - «Парад премьер», подытоживающий сезон и вписывающийся в общую волну «Театральных весен», проходящих по всей стране. Генеральный директор театра Галина Шураева и художественный руководитель Борис Манджиев сотворили из этого фестиваля настоящий городской праздник с шумными чествованиями, привлечением СМИ, цветами и награждением победителей. Фестивальные спектакли посетила министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Лариса Васильева, и теперь «Парад премьер» станет местной традицией.Галина Шураева и Борис Манджиев работают вместе давно, их творческий тандем хорошо известен в театральных кругах. Я встречала их в разных городах страны на разных фестивалях - всегда вместе, в дружной неразрывной паре - красавец-богатырь Манджиев и маленькая, темпераментная и стремительная Шураева. Оба коренные уроженцы Калмыкии, оба блестящие представители местной театральной культуры. Шураева, закончив отделение экономики и организации театрального дела в ГИТИСе, тридцать лет проработала в театрах Калмыкии и знает свое директорское дело как никто другой. Именно благодаря ей театр «не вылезает» из всевозможных фестивалей и гастролей, приобретая широкую известность в театральном мире. Бориса Манджиева, этого веселого и остроумного человека, также закончившего в свое время ГИТИС, прекрасно знает вся страна - в том числе и по его постановкам в Якутии, Мордовии, Башкортостане, Марий Эл, Карачаево-Черкесии, в Вышнем Волочке, Томске. В своем родном театре у него авторитет заботливого воспитателя труппы и строгого, но справедливого вождя. Да, Манджиев крупный лидер - однако он не из тех худруков, что держат абсолютную монополию режиссуры в своем театре. Напротив, он нацелен предельно разнообразить его палитру, давая сцену разным постановщикам и приучая актеров к различным режиссерским стилям.Репертуар театра необычайно плотен: шестнадцать взрослых спектаклей и тридцать (!) детских. Взрослые спектакли - в основном по произведениям национальных авторов: Б.Басангова, А.Балакаева, Х.Сян-Белгина, В.Шуграевой. Да, собственных национальных авторов двух последних столетий и калмыцкого эпоса хватит еще на годы работы театра. А вот с современной национальной пьесой - большие проблемы. Молодых национальных драматургов сегодня в Калмыкии нет, где брать пьесы о нынешнем времени - неясно. Молодые литераторы и театроведы, получающие образование в Москве, не возвращаются к себе на родину, предпочитая устраиваться в столицах и за рубежом...Но вернемся к «Параду премьер», показавшему целую обойму постановок последнего сезона. Открывался и закрывался фестиваль драмами Баатра Басангова - что было очень красиво и символично. (Кстати, к 100-летию этого классика калмыцкой драматургии театром был издан великолепный сборник его пьес на русском языке.)Трагикомедия Б.Басангова «О, Чууча, Чууча!», показанная на открытии фестиваля, была поставлена Борисом Манджиевым и являла собой пример национального эпоса, который непременно должен существовать в культурной памяти калмыков. Речь тут идет об обычном, хоть и богатом человеке, который, дорвавшись до власти, становится безнравственным чудовищем, теряющим человеческий облик. Самого героя, Чуучу, играет Вячеслав Хургунов - показывая нам эволюцию человека в сторону абсолютного зла, спровоцированную безнаказанной властью.Перед нами простерлось огромное историческое полотно, густая картина жизни калмыков начала XIX века, состоящая из множества лиц, картин и событий, включая и самого автора, написавшего эту пьесу и представляющего нам ее героев. Образ бескрайней калмыцкой степи, с коновязью из канатов, раскачивающихся в воздухе сцены, был очень хорош и эпичен. А Борис Манджиев явил себя режиссером крупного эпического дыхания.Драма по повести Б.Басангова «Булгун», пафосно завершившая фестиваль, поставлена режиссером из Йошкар-Олы Василием Пектеевым. Эта история также давно стала национальным эпосом. История жестокая, в духе суровых степных старинных нравов. Бедную девушку Булгун насильно отдают замуж в богатый и неприветливый дом. Казалось, только что мама (Любовь Лазарева) нежно пела маленькой дочке песню в родной юрте - и уже эта девушка увезена в чужой хотон, где жизнь ее будет состоять из надсадного труда, унижений и побоев. Не выдержав этой страшной жизни, Булгун пытается убежать; ее настигают, возвращают назад, забивают до смерти.Вся магия этого бесхитростного рассказа в том, что сценическое действие почти адекватно реально текущему времени. В обстоятельном и неспешном течении старинной жизни возникают ее ритуально-обрядовые формы: вот сватовство во всех подробностях, вот ритуал увоза невесты в дом жениха, вот невесте разделяют косу надвое перед вступлением в супружество... Прекрасная Булгун, сыгранная Дельгир Канкаевой, живет, страдает и умирает на наших глазах - описав весь круг тяжкой доли калмыцкой женщины.Музыкальная история «Шарка+Барка», написанная Верой Шуграевой на музыку Аркадия Манджиева, - концертно-игровой вариант народной драмы, поставленный Сергеем Бурлаченко. Это очень праздничная вещь, несущая в себе бесконечно позитивный заряд. Казалось бы, незамысловатая этно-зарисовка с «вечным» сюжетом, кочующим по пьесам разных народов, - о выборе женихами невест, о вечной мечте выйти замуж и сыграть свадьбу, - словом, любимый публикой «наивный жанр». Но поставленный с таким искренним весельем и таким юмором, что в этот драйв, в эти песни и в эту бурную круговерть погружаются и сцена и зал, охваченные интерактивом тотальной игры. Которая становится главным содержанием действия и важнее которой не может быть ничего в течение всего вечера.Да, хорошие комедии в этом театре почитаемы наравне с драмами, и пьеса народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева «Свадьба», поставленная Сергеем Гадановым, сверкнула собственным очарованием в палитре премьер. Она была написана в 60-е годы о людях 60-х годов - непрактичных мечтателях, рассказывающих нам о том, что возвышенная любовь, хотя бы и к трактористу, важнее любого расчета и любого выгодного брака, даже с престижным красавцем. Эта ностальгическая история о минувших временах и их ценностях, наполненная атмосферой 60-х с их удивительными солнечными песнями, возможно, и научит кого-нибудь идеализму и бескорыстию.Появилась в этом сезоне и «Трактирщица» К.Гольдони в режиссуре Сергея Бурлаченко - веселая вещица, поставленная в озорной и легкой манере. Пожалуй, единственный на сегодня вариант западной классики в здешнем репертуаре. Который нацеленно обращен именно к национальной тематике, делая ее своей сценической идеологией.А еще была сыграна музыкальная драма «Стервы», только что вернувшаяся с фестиваля в Рязани, где актриса Марина Кикеева взяла приз за лучшее исполнение роли подростка. Это - местное произведение о нынешней калмыцкой молодежи, написанное Виктором Хаптахановым на музыку Гиляны Манджиевой и поставленное Борисом Манджиевым. Девчоночья банда куролесит на улицах города, забытая семьей и школой. Дело доходит и до убийства, и до тюрьмы. Лишь вечная «история любви», которую играют красивые Гилян Бембеева и Эренцен Авяшкиев, вселяет надежду на некий свет, посланный небесами.Этот спектакль, как и все остальные, необычайно хорош своим актерским ансамблем, из которого невозможно выделить лучших. Все играют одинаково страстно, азартно, горячо. И так - в каждой постановке. Ансамблевость и стихия массового лицедейства - прекрасное свойство этого театра с его красивой и яркой труппой.А сам «Парад премьер», показав национальные калмыцкие спектакли о самых разных временах и в самых разных жанрах, явился своего рода энциклопедией местной жизни.


Ольга Игнатюк