Спектакль с таким наименованием состоялся  4 октября в 18 часов в большом зале Национального театра. В основе спектакля - история жизни великого сына алтайского народа, известного советского художника Григория Ивановича Чорос-Гуркина, судьба которого тесно переплелась с трагическими событиями предвоенной эпохи. Революция, гражданская война и установление Советской власти в Сибири подтолкнули Григория Ивановича к активной политической борьбе по объединению народа в самостоятельную республику Алтай в составе Российского государства.    Г.И. Чорос-Гуркин в исполнении Аржана Товарова предстает перед нами не просто талантливым художником, но и любящим и достойным сыном своего народа, почитающим далеких предков, землю, на которой ему посчастливилось родиться и жить. "Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор" - так объяснял художник народное понимание природы и именно так он представлял Алтай в своих работах.

    "Обращение театра к личности Григория Ивановича Чорос-Гуркина неслучайно. Со дня основания наш театр разрабатывал патриотическую и духовно-нравственную тему. Решив осуществить постановку к юбилейной дате славного земляка, мы взяли на себя большой труд и огромную ответственность по созданию эпического полотна "Восхождение на Хан-Алтай". Поиск театрального языка, необходимых современных средств выражения идеи величия Хан-Алтая, объединение истории реальной жизни простого человека с таинственным и загадочным созданием матушки Природы,  было делом чрезвычайно сложным. Вопросов было больше, чем ответов", - делится воспоминаниями Эмма Иришева. "Из довольно объемного исторического материала Диману Белекову, автору идеи литературно-художественной концепции проекта, удалось выделить главное и воссоздать историю человека, заслужившего право остаться в сознании своих земляков как пример истинно патриотического служения", - отмечает Эмма Александровна. "Для Национальных театров характерно желание прикоснуться к страницам собственной истории", отмечает и Галина Шураева - "...в репертуаре  нашего театра тоже есть спектакли о событиях периода гражданской войны, депортации, возможно это стремление современных зрителей переосмыслить, понять и прочувствовать то далекое и трагическое время". И продолжает - "...я уверена, что спектакль "Восхождение на Хан-Алтай" оставит в памяти  зрителей образ человека, который ценой жизни доказал, что правда есть, что высшее ее проявление - готовность пожертвовать собой ради того, во что веришь. Такие герои  нужны сегодня, они - наша поддержка в трудные минуты жизни, когда каждый должен решить, где правда, а где ложь. И сделать свой единственный выбор".

    Надо отметить, что над созданием спектакля трудилась большая команда профессиональных специалистов, что говорит об ответственном отношении театра к историческому материалу. Они сумели сосредоточить все усилия в достижении цельности и выразительности такого масштабного театрального проекта.

Автор идеи и литературно - художественной концепции проекта - Диман Белеков.

Режиссер-постановщик - Андрей Борисов, народный артист России, заслуженный артист РФ и РС(Я), Лауреат Государственной премий РФ, Лауреат национальной премии "Золотая маска".

Режиссер - Эмма Иришева.

Сценограф - Михаил Егоров, лауреат национальной премии "Золотая маска" (г.Якутск).

Художник по костюмам - Сардана Федотова (г.Якутск).

Музыкальный оформитель - Владимир Пестряков, заслуженный работник культуры РС(Я).

Обработка литературного материала - Татьяна Егорова (г.Якутск).


    "...это преклонение перед памятью отцов и предков, возвращение забытых имен, истинное понимание истории и современности, искреннее покаяние является началом духовного возрождения культуры народа".    "Григорий Чорос-Гуркин, имя которого в начале прошлого века было связано с национальным самоопределением алтайского народа, его самоидентификацией в мировом культурном пространстве, сегодня является ярким символом свободы и нравственной чистоты духа".

    "Восхождение на Хан-Алтай" - это спектакль не кратковременного успеха, а продолжение долгого пути постижения творческого, политического, духовного наследия этого великого человека".

                                                                                                                                                             А.Борисов

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://kalmteatr.ru/index.php/press-tsentr/novosti/407-voskhozhdenie-na-khan-altaj#sigProIded9f3c944d